2 C
Астана
28 марта, 2024
Image default

«Это восстание, охватившее всю казахскую степь»

25 июня 1916 года вышел указ рос­сий­ско­го импе­ра­то­ра Нико­лая Вто­ро­го «О рек­ви­зи­ции», преду­смат­ри­ва­ю­щий моби­ли­за­цию в армию на тыло­вые рабо­ты 400 тысяч чело­век «ино­род­че­ско­го» муж­ско­го насе­ле­ния Цен­траль­ной Азии и Сиби­ри в воз­расте от 19 до 43 лет. После ука­за Казах­стан и Цен­траль­ная Азия были охва­че­ны мел­ки­ми и круп­ны­ми вос­ста­ни­я­ми. Мятеж про­тив «Июнь­ско­го ука­за» дошел до всех угол­ков казах­ской степи.

В интер­вью Азатты­ку исто­рик Мух­тар­бек Кари­мов рас­ска­зы­ва­ет о мас­шта­бе вос­ста­ния 1916 года в казах­ской сте­пи и о мето­дах борь­бы лиде­ров сопротивления.

Азаттык: Вос­став­шие в 1916 году выдви­га­ли довод о том, что каза­хи, «всту­пая под покро­ви­тель­ство царя, мы не гово­ри­ли, что будем отда­вать людей на вой­ну». При пере­хо­де в под­дан­ство цар­ской Рос­сии заклю­ча­ли ли каза­хи согла­ше­ние о том, что не будут отда­вать людей в армию?

Мух­тар­бек Кари­мов: Все наши иссле­до­ва­те­ли обра­ща­ют на это вни­ма­ние. Одна­ко в согла­ше­ни­ях, заклю­чен­ных меж­ду Рос­си­ей и ханом Абыл­ха­и­ром, ханом Сред­не­го жуза Абил­мам­бе­том и дру­ги­ми хана­ми, нет како­го-либо при­ло­же­ния, в кото­ром бы гово­ри­лось о том, будут каза­хи отда­вать людей в армию или нет.

Казахстанский историк Мухтарбек Каримов.

Казах­стан­ский исто­рик Мух­тар­бек Каримов.

Цар­ское пра­ви­тель­ство осо­бо не нуж­да­лось в мас­со­вой моби­ли­за­ции во вре­мя локаль­ных войн. По этой при­чине нор­ма о том, что люди из коче­вых наро­дов не под­ле­жат моби­ли­за­ции в армию, вошла в неко­то­рые зако­ны. К при­ме­ру, в Уста­ве о сибир­ских кир­ги­зах 1822–1824 годов, в инструк­ции по вопро­сам набо­ра сол­дат в армию 1876 года ука­зы­ва­ет­ся, что­бы «в армию не бра­ли степняков».

Азаттык: Исто­ри­ки по-раз­но­му харак­те­ри­зу­ют собы­тия 1916 года. Недав­но исто­рик Талас Омар­бе­ков ска­зал, что это было не наци­о­наль­но-осво­бо­ди­тель­ное, а родо­пле­мен­ное дви­же­ние. Мож­но ли согла­сить­ся с этим мнением?

Мух­тар­бек Кари­мов: В целом это — обще­ка­зах­ское вос­ста­ние, вос­ста­ние, охва­тив­шее всю казах­скую степь. Одна­ко из чего состо­я­ли волость, уезд и область? Коче­вой народ, пат­ри­ар­халь­ный уклад жиз­ни — за этим есть родо­вая состав­ля­ю­щая. К тому же каж­дый род вос­ста­вал отдель­но. К при­ме­ру, вос­ста­ние в Бая­нау­ле — это вос­ста­ние каза­хов из родов Айдаб­ол, Каржас, Суй­ин­дик. Вос­ста­ние в Кар­ка­ре — вос­ста­ние албанов.

Кар­ка­рин­ское вос­ста­ние. Видео Азаттыка:

Азаттык: Собы­тия 1916 года вы назы­ва­е­те как «вос­ста­ние, охва­тив­шее казах­скую степь». Одна­ко в Казах­стане в основ­ном гово­рят о вос­ста­нии в Кар­ка­рин­ском и Тур­гай­ском реги­о­нах. Полу­ча­ет­ся, что в дру­гих реги­о­нах вос­ста­ния были дру­го­го уровня?

Мух­тар­бек Кари­мов: Вол­не­ние после цар­ско­го ука­за охва­ти­ло всю казах­скую степь. Затем вез­де нача­лись воору­жен­ные столк­но­ве­ния. К при­ме­ру, вол­не­ния наблю­да­лись в пяти уез­дах Семи­па­ла­тин­ской обла­сти — Пав­ло­дар­ском, Кар­ка­рин­ском, Усть-Каме­но­гор­ском, Семи­па­ла­тин­ском и Зай­сан­ском уез­дах, одна­ко вос­ста­ние было лишь в Пав­ло­да­ре, Усть-Каме­но­гор­ске и Зай­сане. Одна­ко эти вос­ста­ния были неболь­ши­ми. Вос­ста­ния в дру­гих реги­о­нах Казах­ста­на тоже были неболь­ши­ми. Самые дли­тель­ные и мощ­ные вос­ста­ния были в Кар­ка­рин­ском и Тур­гай­ском регионах.

Азаттык: Есть ли све­де­ния о лиде­рах сопро­тив­ле­ния в раз­ных реги­о­нах стра­ны? К при­ме­ру, одним из руко­во­ди­те­лей неболь­шо­го вос­ста­ния в Семее, о кото­ром вы ска­за­ли, назы­ва­ют Мур­са­ли­ма Бек­те­ну­лы. Кем он был?

Мух­тар­бек Кари­мов: До уста­нов­ле­ния совет­ской вла­сти Мур­са­лим Бек­те­ну­лы был извест­ной и выда­ю­щей­ся лич­но­стью в сво­ем реги­оне. В 1885 году он был волост­ным в реги­оне Кар­гы­ба и Базар в Зай­сан­ском уез­де. Око­ло 20 лет он пра­вил воло­стью. Нака­нуне собы­тий 1916 года он поки­нул пост волост­но­го. Его сме­нил сын Заман­бек. Мур­са­лим Бек­те­ну­лы не толь­ко пра­вил наро­дом, он так­же ока­зы­вал финан­со­вую под­держ­ку пер­вым казах­ским изда­ни­ям того вре­ме­ни. Он был обра­зо­ван­ной и выда­ю­щей­ся лич­но­стью, думой болел за народ. Извест­но, что в то вре­мя цар­ское пра­ви­тель­ство откры­ва­ло шко­лы в казах­ской сте­пи и при­сту­пи­ло к обу­че­нию детей. Мур­са­лим Бек­те­ну­лы, пока нахо­дил­ся у вла­сти, вся­че­ски под­дер­жи­вал откры­тие школ. Он был поэтом. Самое извест­ное его про­из­ве­де­ние — поэ­ма «16‑й год».

Вос­ста­ние 1916 года. Видео Азаттыка:

 

Азаттык: Что сде­лал Мур­са­лим Бек­те­ну­лы как лидер сопро­тив­ле­ния в сво­ем регионе?

Мух­тар­бек Кари­мов: В свя­зи с ситу­а­ци­ей, воз­ник­шей из-за цар­ско­го ука­за от 25 июня 1916 года, в кон­це июня сроч­но были вызва­ны пред­ста­ви­те­ли 12 воло­стей рода най­ма­нов, про­жи­вав­шие в реги­оне Кок­пек­ты и Тар­ба­га­тая. К тому вре­ме­ни Мур­са­лим офи­ци­аль­но ушел с долж­но­сти волост­но­го, одна­ко к его сло­вам про­дол­жа­ли при­слу­ши­вать­ся. В раз­го­во­ре с волост­ны­ми он ска­зал, что, когда каза­хов взя­ли в под­дан­ство, было заклю­че­но согла­ше­ние, соглас­но кото­ро­му каза­хов в сол­да­ты брать не долж­ны, поэто­му согла­сия на моби­ли­за­цию быть не может. Во вре­мя это­го раз­го­во­ра так­же при­сут­ство­ва­ли волост­ной Богас­ской воло­сти и мой дед Омар Егиз­ба­ев. Волост­ные при лич­ной встре­че с Мур­са­ли­мом под­дер­жа­ли его пред­ло­же­ние, одна­ко перед боль­ши­ми началь­ни­ка­ми не смог­ли высту­пить про­тив цар­ско­го ука­за. Как бы то ни было, они тоже были людь­ми, пред­став­ляв­ши­ми офи­ци­аль­ную власть. При­сут­ство­вав­ший на встре­че с боль­ши­ми началь­ни­ка­ми Мур­са­лим был воз­му­щен про­ис­хо­дя­щим и согла­ша­тель­ством волост­ных и, выта­щив сво­е­го сына Заман­бе­ка из тол­пы, ска­зал: «Поче­му гово­ришь, что дашь [муж­чин в армию]?» По при­ез­де в аул Мур­са­лим начал соби­рать моло­дых людей, что­бы орга­ни­зо­вать про­тест про­тив мобилизации.

Азаттык: Каким обра­зом ока­зы­ва­ло сопро­тив­ле­ние дви­же­ние под руко­вод­ством Мурсалима?

Связные отряда Амангельды Иманова в период восстания в 1916 года.

Связ­ные отря­да Аман­гель­ды Има­но­ва в пери­од вос­ста­ния в 1916 года.

Мух­тар­бек Кари­мов: У спо­движ­ни­ков Мур­са­ли­ма было мало ору­жия. У них было несколь­ко нахо­див­ших­ся на руках насе­ле­ния пяти­за­ряд­ных вин­то­вок и ста­рин­ных длин­но­стволь­ных ружей. Основ­ная так­ти­ка этих войск была подоб­на так­ти­ке Аман­гель­ды. Груп­пу мет­ких стрел­ков ста­ви­ли на основ­ные пози­ции и при­дер­жи­ва­лись пар­ти­зан­ско­го под­хо­да. Одна­ко у Мур­са­ли­ма была осо­бен­ность: он не стре­лял в людей. «Если мы будем уби­вать цар­ских сол­дат, то они уни­что­жат все аулы, кото­рые сто­ят за нами», — гово­рил он все­гда и стре­лял лишь в лоша­дей под сол­да­та­ми. Кро­ме это­го, он уго­нял лоша­дей у каза­ков и рус­ских сол­дат, остав­ляя их пеши­ми. В Семей­ском отде­ле­нии госу­дар­ствен­но­го архи­ва сохра­ни­лись доку­мен­ты о том, как повстан­цы угна­ли 800 казен­ных лоша­дей неда­ле­ко от Кок­пек­ты. По зада­нию Мур­са­ли­ма груп­па воору­жен­ных людей от каж­дой воло­сти, защи­щая коче­вья, по пути лома­ла теле­граф­ные стол­бы и пере­ре­за­ла про­во­да, что­бы мест­ные чинов­ни­ки не мог­ли свя­зать­ся с выше­сто­я­щим руководством.

Цар­ское пра­ви­тель­ство выста­ви­ло про­тив Мур­са­ли­ма вой­ска гене­ра­ла Ягод­ки­на. После несколь­ких столк­но­ве­ний с воору­жен­ны­ми цар­ски­ми вой­ска­ми Мур­са­лим понял, что силы нерав­ны, поэто­му, захва­тив сто­рон­ни­ков, пере­сек китай­скую гра­ни­цу. Он не стал демон­стри­ро­вать без­рас­суд­ную храб­рость, пытал­ся убе­речь людей и огра­дить их от кровопролития.

Азаттык: Спа­си­бо за интервью.

Ори­ги­нал ста­тьи: РАДИО АЗАТТЫК – Казах­ская редак­ция Радио «Сво­бод­ная Европа»/Радио «Сво­бо­да»

архивные статьи по теме

Четыре «кита» для модернизации общества

ГАЗЕТА — Елбасы хочет передать власть старшему сыну?

Досым САТПАЕВ: «Страна на пороге новых закручиваний гаек»

Editor