fbpx

Путешествие иска

Суд Алма-Аты признал законным решение о прекращении выпуска Ratel.kz

Город­ской суд Алма-Аты отка­зал в удо­вле­тво­ре­нии апел­ля­ци­он­ной жало­бы детей жур­на­ли­ста Ген­на­дия Бен­диц­ко­го, тре­бо­вав­ших при­знать неза­кон­ным при­каз Мини­стер­ства инфор­ма­ции и ком­му­ни­ка­ций Казах­ста­на о пре­кра­ще­нии рабо­ты пор­та­ла Ratel.kz. Об этом сооб­ща­ет Меж­ду­на­род­ный фонд защи­ты сво­бо­ды сло­ва «Адил Соз».

Сын и дочь Бен­диц­ко­го, одно­го из учре­ди­те­лей Ratel.kz, в июне пода­ва­ли иск в Ауэ­зов­ский рай­он­ный суд Алма-Аты с тре­бо­ва­ни­ем при­знать неза­кон­ным при­каз Мин­ин­фо­ко­ма от 18 апре­ля, кото­рый отзы­вал сви­де­тель­ство о поста­нов­ке на учет Ratel.kz. После того, как суд откло­нил их иск, они пода­ли апел­ля­ци­он­ную жало­бу в город­ской суд, в кото­рой про­си­ли отме­нить при­каз и устра­нить в пол­ном объ­е­ме нару­ше­ния их прав и инте­ре­сов.

Жур­на­лист Ratel.kz Вадим Борей­ко, при­сут­ство­вав­ший на засе­да­нии суда, напи­сал на сво­ей стра­ни­це в Facebook, что адво­кат детей Бен­диц­ко­го ука­за­ла на то, что при­каз был выпу­щен на осно­ве некой про­вер­ки Ген­про­ку­ра­ту­ры, кото­рая нашла нару­ше­ния в рабо­те пор­та­ла, одна­ко редак­ция не была уве­дом­ле­на об обна­ру­жен­ных нару­ше­ни­ях. Тем не менее судеб­ная кол­ле­гия при­зна­ла при­каз мини­стер­ства закон­ным.

Реше­ние об отка­зе в удо­вле­тво­ре­нии жало­бы, по сло­вам Борей­ко, было при­ня­то за пять минут.

Изда­ние Ratel.kz было забло­ки­ро­ва­но на тер­ри­то­рии Казах­ста­на по иску про­ку­ра­ту­ры 31 мар­та это­го года. Затем Мини­стер­ство инфор­ма­ции и ком­му­ни­ка­ций выпу­сти­ло при­каз об отзы­ве реги­стра­ции изда­ния. После это­го, 28 мая, Меде­ус­кий рай­он­ный суд при­нял реше­ние о запре­те Ratel.kz в Казах­стане.

Парал­лель­но с этим про­цес­сом на глав­но­го редак­то­ра изда­ния Мара­та Аси­по­ва были заве­де­ны два уго­лов­ных дела. Они были воз­буж­де­ны по заяв­ле­нию быв­ше­го мини­стра госу­дар­ствен­ных дохо­дов Зей­нул­лы Каким­жа­но­ва, кото­рый обви­нил Аси­по­ва в рас­про­стра­не­нии лож­ной инфор­ма­ции и отка­зе ее опро­верг­нуть. Ранее Каким­жа­нов выиг­рал иск про­тив Ratel.kz и Forbes.kz, опуб­ли­ко­вав­ших мате­ри­а­лы, в кото­рых сооб­ща­лось, что пра­во­охра­ни­тель­ные орга­ны выяви­ли при­зна­ки хище­ния в при­над­ле­жа­щей семье Каким­жа­но­ва ком­па­нии «К-Дор­строй».

Жур­на­ли­сты не выпол­ни­ли тре­бо­ва­ние об опро­вер­же­нии инфор­ма­ции, так как, по их сло­вам, судеб­ные испол­ни­те­ли ни разу не при­шли в редак­цию с испол­ни­тель­ным листом, в кото­ром было бы пред­пи­са­ние выпол­нить реше­ние суда. Кро­ме того, редак­ция Ratel.kz обра­ща­лась в несколь­ко инстан­ций, вклю­чая Вер­хов­ный суд, с прось­бой дать разъ­яс­не­ние, что имен­но долж­но быть опро­верг­ну­то (напри­мер, в ста­тьях при­во­ди­лись судеб­ные реше­ния и мате­ри­а­лы уго­лов­ных дел), но отве­та не после­до­ва­ло.

По инфор­ма­ции Борей­ко, сей­час коман­да Ratel.kz ожи­да­ет рас­смот­ре­ния апел­ля­ци­он­ной жало­бы на реше­ние Меде­уско­го суда о запре­те изда­ния.

Ори­ги­нал ста­тьи: Новая Газе­та Казах­стан