fbpx

Кто за какими СМИ стоит в Казахстане?

Это рань­ше поэты были вла­сти­те­ля­ми дум, а писа­те­ли – инже­не­ра­ми душ. Нын­че бал пра­вят СМИ, в первую оче­редь теле­ви­де­ние и интер­нет-сай­ты. Поэто­му так важ­но пра­виль­но оце­ни­вать, кто сто­ит за «мас­со­вы­ми инфор­ма­то­ра­ми». И не менее важ­но пони­мать – смо­гут ли они, если что, про­ти­во­сто­ять враж­деб­ной про­па­ган­де.

Повни­ма­тель­нее при­смот­реть­ся к вла­дель­цам медиа­рын­ка Казах­ста­на “Газе­ту ново­стей” заста­ви­ла новость о рос­сий­ском про­ек­те Sputnik. Это новое СМИ, запу­щен­ное меж­ду­на­род­ным инфор­ма­гент­ством «Рос­сия сего­дня», пол­но­стью ори­ен­ти­ро­ва­но на зару­беж­ную ауди­то­рию.

Сайт Sputniknews и сеть радио­стан­ций пла­ни­ру­ют вещать на 30 язы­ках для 34 стран мира, в том чис­ле на Казах­стан, при­чем на казах­ском язы­ке. Вряд ли это дела­ет­ся из бла­го­тво­ри­тель­ных целей. Руко­вод­ству Рос­сии, как нико­гда, нуж­ны сто­рон­ни­ки, раз­де­ля­ю­щие его цен­но­сти и при­о­ри­те­ты. Ну а в Казах­стане-то что сего­дня на медиа­рын­ке име­ют?

«Булат­ная» импе­рия

Пер­вым в ряду с уче­том послед­них информ­скан­да­лов мы поста­ви­ли Арман­жа­на Бай­та­со­ва, вла­дель­ца ТРК «Тан», — не как само­го вли­я­тель­но­го, но как само­го актив­но­го, осо­бен­но в послед­нее вре­мя. Прав­да, гово­рят, что г-нБай­та­сов фигу­ра дале­ко не само­сто­я­тель­ная, за ним обыч­но видят тень Була­та Уте­му­ра­то­ва.

Если верить кулу­ар­ным раз­го­во­рам, Булат Джа­ми­то­вич рас­по­ла­га­ет солид­ным арсе­на­лом: поми­мо теле­ка­на­ла «Тан» в спи­сок вхо­дят биз­нес-гля­нец «Форбс» и одно­имен­ный веб-сайт, газе­та «Мега­по­лис» и «31 канал».

Гене­раль­ный дирек­тор груп­пы ком­па­ний «Вер­ный Капи­тал» Ерлан Оспа­нов на недав­нем «Меди­а­ку­рул­тае» обмол­вил­ся, что их ком­па­ния явля­ет­ся дав­ним инве­сти­ци­он­ным пар­те­ром ТРК «31 канал». А, как извест­но, «Вер­ный Капи­тал» кон­тро­ли­ру­ет­ся опять же Була­том Уте­му­ра­то­вым. Ну а насчет «Мега­по­ли­са» дока­за­тельств не тре­бу­ет­ся — редак­ция этой газе­ты рас­по­ло­же­на в одном офи­се с «31 кана­лом».

Кста­ти, с ново­го года запус­ка­ет­ся еще и медиа­пор­тал на базе газе­ты «Мега­по­лис». Об этом рас­ска­зал жур­на­лист газе­ты Сер­гей Туник в сво­ем интер­вью Казах­стан­ско­му пресс-клу­бу. Таким обра­зом, у Була­та Уте­му­ра­то­ва будет пол­ный совре­мен­ный пакет медиа­ре­сур­сов. Как он его смо­жет исполь­зо­вать — дру­гой вопрос. Напри­мер, «31 канал» частич­но при­над­ле­жит рос­сий­ской теле­ком­па­нии СТС…

Пер­вая леди «Пер­во­го кана­ла»

Поме­рить­ся с Уте­му­ра­то­вым медиа­ре­сур­са­ми может вице-спи­кер мажи­ли­са Дари­га Назар­ба­е­ва. Даже после офи­ци­аль­ной про­да­жи теле­ка­на­ла «Хабар», пере­шед­ше­го в один ряд с таки­ми госу­дар­ствен­ны­ми СМИ, как «Казах­стан­ская прав­да», «Еге­мен Казах­стан» и ТРК «Казах­стан», у Дари­ги Нур­сул­та­нов­ны оста­лись под кон­тро­лем и теле­ком­па­нии, и радио­стан­ции, и газе­ты, и интер­нет-ресур­сы. Да и в офи­се «Хаба­ра», гово­рят, каби­нет так и остал­ся за его быв­шей патро­нес­сой.

Соглас­но иссле­до­ва­нию агент­ства TNS Gallup Media Asia, теле­ви­зор смот­рят 80% казах­стан­цев, и чаще все­го это «Пер­вый канал Евра­зия» и КТК. Заме­тим, что оба эти кана­ла оста­ют­ся под покро­ви­тель­ством депу­та­та Назар­ба­е­вой. Ей же мол­ва при­пи­сы­ва­ет газе­ту «Кара­ван», радио­стан­ции «Рус­ское радио — Азия», «Евро­па плюс», «Радио «Ретро», «Хит FM», а так­же инфор­ма­ци­он­ное агент­ство «Казах­стан Тудей».

Несмот­ря на такой солид­ный багаж, слож­но ска­зать, смо­жет ли Дари­га Нур­сул­та­нов­на моби­ли­зо­вать его для защи­ты инфор­ма­ци­он­но­го про­стран­ства наше­го оте­че­ства. Ведь «Пер­вый канал Евра­зия» не про­сто про­рос­сий­ский по содер­жа­нию, но и на 20% рос­сий­ский по при­над­леж­но­сти. Все пере­чис­лен­ные радио­стан­ции изна­чаль­но рос­сий­ские.

Ори­ги­наль­ным кон­тен­том (при­чем вре­ме­на­ми доволь­но кра­моль­ным) может похва­стать толь­ко новый медиа­пор­тал 365info, так­же при­пи­сы­ва­е­мый Дари­ге Назар­ба­е­вой. Начал он свою рабо­ту с гром­ко­го скан­да­ла: отправ­лен­ный в Укра­и­ну кор­ре­спон­дент был задер­жан. Если это было сде­ла­но для рас­крут­ки ресур­са, то идея ока­за­лась удач­ной. Одна­ко пока­за­те­лем редак­ци­он­ной поли­ти­ки этот слу­чай не стал.

Меди­а­им­пе­рия может очень при­го­дить­ся, если у ее покро­ви­те­ля дале­ко иду­щие поли­ти­че­ские наме­ре­ния. Впро­чем, в исто­рии четы Али­ев — Назар­ба­е­ва уже был такой пико­вый момент, одна­ко медиа­хол­динг не спас.

Два­жды руле­вой

Круп­ный медий­ный блок при­пи­сы­ва­ют еще одно­му тяже­ло­ве­су казах­стан­ско­го олим­па, кото­рый, как утвер­жда­ют экс­пер­ты, наря­ду с Дари­гой Назар­ба­е­вой пре­тен­ду­ет на ста­тус пре­ем­ни­ка. Речь о два­жды пре­мьер-мини­стре Кари­ме Маси­мо­ве.

Кари­му Кажим­ка­но­ви­чу при­пи­сы­ва­ют теле­ка­на­лы «Аста­на» и «7 канал», муль­ти­ме­дий­ные интернет-ресурсы«Тенгриньюс» и «Радио­точ­ка». Эти новые СМИ хоро­шо осна­ще­ны тех­ни­че­ски и кад­ро­во, а доступ к инфор­ма­ции име­ют такой, что не снил­ся обыч­но­му жур­на­ли­сту.

Одна­ко, несмот­ря на огром­ный потен­ци­ал, ост­рые темы, осо­бен­но иду­щие в раз­рез с госу­дар­ствен­ной поли­ти­кой, на этих ресур­сах доста­точ­но ред­ки. Учи­ты­вая раз­го­во­ры о том, что в Рос­сии имен­но Кари­ма Маси­мо­ва рас­смат­ри­ва­ют в каче­стве вто­ро­го пре­зи­ден­та Казах­ста­на, ожи­дать, что он «уку­сит» кор­мя­щую руку, не при­хо­дит­ся.

Кто остал­ся за кад­ром

Когда-то одна из круп­ных финан­со­во-про­мыш­лен­ных групп во гла­ве с Нур­жа­ном Суб­хан­бер­ди­ным сего­дня если и име­ет свой «джентль­мен­ский набор», то не такой солид­ный, как у трех преды­ду­щих «вла­дель­цев газет и паро­хо­дов».

Как гово­рят, гла­ва «Каз­ком­мерц­бан­ка» сей­час рабо­та­ет в тес­ном кон­так­те с аки­мом южной сто­ли­цы Ахмет­жа­ном Еси­мо­вым, а у того СМИ негу­сто. «Вечер­ний Алма­ты» мы в рас­чет не берем, но кро­ме этой газе­ты гра­до­на­чаль­ник, гово­рят, кон­тро­ли­ру­ет город­ские теле­ка­на­лы СТВ и «Алма­ты». К сфе­ре его вли­я­ния отно­сят так­же сайт «Vласть.kz», кото­ро­му, прав­да, до боль­шо­го вли­я­ния на мас­сы пока дале­ко.

Когда-то пого­ва­ри­ва­ли, что «корен­ной» «евразий­ской трой­ки» Алек­сандр Маш­ке­вич меч­тал обза­ве­стись сво­им теле­ка­на­лом, но, види­мо, это ему так это не уда­лось. Биз­нес­мен явно занят совсем дру­ги­ми дела­ми, и инфор­ма­ци­он­ное поле Казах­ста­на мало его вол­ну­ет, а при­пи­сы­ва­е­мая ему газе­та «Экс­пресс-К» боль­шим спро­сом не поль­зу­ет­ся.

Есть еще и дру­гие име­на и СМИ, но мы о них гово­рить пока не гото­вы. Может быть наши чита­те­ли помо­гут нам с рас­ста­нов­кой всех точек над «i»?