Кто владеет средствами массовой информации Казахстана?

В Казах­стане боль­шая часть хозя­ев СМИ скры­ва­ет­ся за их номи­наль­ны­ми учре­ди­те­ля­ми. Но, как гово­рит­ся, если сек­рет зна­ют трое, то, зна­чит, это зна­ют все. Пого­во­рив с экс­пер­та­ми, инфор­ма­гент­ство «Фер­га­на» реши­ло соста­вить свой спи­сок истин­ных вла­дель­цев казах­стан­ских средств мас­со­вой информации.

В Казах­стане офи­ци­аль­но заре­ги­стри­ро­ва­но свы­ше 2000 средств мас­со­вой инфор­ма­ции, но на самом деле подав­ля­ю­щее боль­шин­ство из них явля­ют­ся обык­но­вен­ны­ми ста­ти­ста­ми. Не имея доста­точ­но­го финан­си­ро­ва­ния и рас­по­ла­гая сла­бой мате­ри­аль­ной базой, чаще все­го рас­по­ло­жен­ные в област­ных цен­трах, эти изда­ния ред­ко име­ют соб­ствен­ный кон­тент и новост­ную лен­ту, а пото­му не ока­зы­ва­ют како­го-либо вли­я­ния на фор­ми­ро­ва­ние обще­ствен­но­го мне­ния в стране в целом. Балом же на инфор­ма­ци­он­но-ана­ли­ти­че­ском поле Казах­ста­на прак­ти­че­ски без­раз­дель­но пра­вят СМИ с аста­нин­ской, реже с алма-атин­ской про­пис­кой, кото­рые кон­тро­ли­ру­ют­ся раз­лич­ны­ми груп­па­ми вли­я­ния из непо­сред­ствен­но­го окру­же­ния, как гово­рят зна­то­ки казах­стан­ско­го медиа-про­стран­ства, «сами-зна­е­те-кого».

Таких изда­ний набе­рёт­ся, в луч­шем слу­чае, око­ло сот­ни, в боль­шин­стве слу­ча­ев они не испы­ты­ва­ют про­блем с финан­си­ро­ва­ни­ем, име­ют дале­ко не самое пло­хое тех­ни­че­ское обес­пе­че­ние и рас­по­ла­га­ют раз­ветв­лён­ной сетью кор­ре­спон­дент­ских пунк­тов по всей стране. В то же вре­мя все они долж­ны неукос­ни­тель­но соблю­дать одно важ­ное пра­ви­ло. Так как в Казах­стане СМИ рас­смат­ри­ва­ют­ся, преж­де все­го, как сред­ства воз­дей­ствия на при­ни­ма­е­мые выс­шим руко­вод­ством стра­ны реше­ния, эти изда­ния обя­за­ны пол­но­стью коор­ди­ни­ро­вать свою инфор­ма­ци­он­ную поли­ти­ку с инте­ре­са­ми патро­ни­ру­ю­щих их групп вли­я­ния. Соот­вет­ствен­но, зная, кому фак­ти­че­ски при­над­ле­жит то или иное казах­стан­ское сред­ство мас­со­вой инфор­ма­ции (на прак­ти­ке ука­зы­ва­ет­ся лишь номи­наль­ный учре­ди­тель), мож­но без осо­бо­го тру­да опре­де­лить, кто кого, к при­ме­ру, «зака­зал» авто­рам кри­ти­че­ско­го мате­ри­а­ла ста­тьи на стра­ни­цах того или ино­го интер­нет-изда­ния или в эфи­ре како­го-нибудь телеканала.

Медиа-импе­рия Дари­ги Назарбаевой

Дари­га Назарбаева

По дан­ным экс­пер­тов «Фер­га­ны», не поже­лав­ших пре­да­вать глас­но­сти свои име­на — ради сво­ей без­опас­но­сти, на про­тя­же­нии послед­них 20 лет круп­ней­шим в Казах­стане медиа-маг­на­том явля­ет­ся стар­шая дочь пре­зи­ден­та Назар­ба­е­ва — Дари­га, в насто­я­щий момент зани­ма­ю­щая пост пред­се­да­те­ля посто­ян­но­го коми­те­та по меж­ду­на­род­ным отно­ше­ни­ям, обо­роне и без­опас­но­сти Сена­та пар­ла­мен­та. Несмот­ря на то, что в 2008 году про­мельк­ну­ло сооб­ще­ние о том, что она про­да­ла госу­дар­ствен­но­му хол­дин­гу инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий «Сам­гау» за $100 млн свои акции инфор­ма­гент­ства «Хабар», в кото­рое вхо­дят веща­ю­щие на всю стра­ну теле­ка­на­лы «Хабар», «24.kz», «Ел Арна» и Kazakh-TV, экс­пер­ты не сомне­ва­ют­ся, что Назар­ба­е­ва по-преж­не­му кон­тро­ли­ру­ет их деятельность.Считается, что поми­мо теле­ка­на­лов агент­ства «Хабар», в медиа-импе­рию Дари­ги Назар­ба­е­вой вхо­дят сле­ду­ю­щие СМИ:

• Теле­ка­нал «КТК» (пол­ный контроль);

• Теле­ка­нал «НТК» (пол­ный контроль);

• «Пер­вый канал — Евра­зия» (частич­но сов­мест­но с госу­дар­ствен­ной теле-радио кор­по­ра­ци­ей «Казах­стан»);

• «ОN-ТВ» (пол­ный кон­троль, в 2016 году выкуп­лен у при­со­еди­нив­ше­го­ся к груп­пе вли­я­ния Назар­ба­е­вой дол­ла­ро­во­го мил­ли­о­не­ра Арма­на Бай­та­со­ва);

• Теле­ка­нал MuzzON (пол­ный кон­троль в свя­зи с при­со­еди­не­ни­ем к груп­пе А.Байтасова);

• Теле­ка­нал HIT-TV (пол­ный кон­троль — вхо­дит в груп­пу «Шахар» стар­ше­го сына Д.Назарбаевой Нура­ли Али­е­ва);

• Кабель­ное теле­ви­де­ние «Алма-ТВ» (пол­ный контроль);

• Кабель­ное теле­ви­де­ние ICON (пол­ный кон­троль с мар­та 2017 года в свя­зи с при­со­еди­не­ни­ем к груп­пе А.Байтасова);

• Радио­стан­ция «Евро­па плюс Казах­стан» (пол­ный контроль);

• Радио­стан­ция «Хит-FM — Казах­стан» (пол­ный контроль);

Арман Бай­та­сов

• Радио­стан­ция «Рус­ское радио Азия» (пол­ный кон­троль);• Радио­стан­ция «Classic FM» (пол­ный контроль);

• Радио­стан­ция «Ретро FM» (пол­ный контроль);

• Радио­стан­ция Energy FM (пол­ный кон­троль — вхо­дит в груп­пу «Шахар» стар­ше­го сына Д. Назар­ба­е­вой Нура­ли Алиева);

• Газе­та «Кара­ван» (пол­ный контроль);

• Газе­та «Новое поко­ле­ние» (частич­ный кон­троль сов­мест­но с дол­ла­ро­вым мил­ли­о­не­ром Раши­дом Сар­се­но­вым);

• Газе­та «Мос­ков­ский Ком­со­мо­лец в Казах­стане» (частич­ный кон­троль сов­мест­но с дол­ла­ро­вым мил­ли­о­не­ром Раши­дом Сарсеновым);

• Жур­нал «Forbes-Казах­стан» (пол­ный кон­троль в свя­зи с при­со­еди­не­ни­ем А.Байтасова к груп­пе вли­я­ния Д.Назарбаевой);

• Интер­нет-изда­ние forbes.kz (име­ет отли­чие по кон­тен­ту от жур­на­ла, пол­ный кон­троль в свя­зи с при­со­еди­не­ни­ем А.Байтасова к груп­пе вли­я­ния Д.Назарбаевой);

• Интер­нет-изда­ние 365info.kz (пол­ный контроль);

• Медиа-пор­тал caravan.kz (пол­ный контроль);

• Интер­нет-пор­тал zakon.kz (пол­ный контроль);

• Интер­нет-агре­га­тор nur.kz (частич­ный кон­троль, по непод­твер­ждён­ным дан­ным, сов­мест­но с рос­сий­ской Mail.Ru Group Али­ше­ра Усманова).

СМИ груп­пы вли­я­ния Тиму­ра Кулибаева

Тимур Кули­ба­ев

Оче­вид­но, что на фоне медий­ной импе­рии Дари­ги Назар­ба­е­вой, акти­вы в СМИ мужа её род­ной сест­ры Дина­ры — пред­се­да­те­ля пре­зи­ди­у­ма казах­стан­ской пала­ты пред­при­ни­ма­те­лей «Ата­ме­кен» Тиму­ра Кули­ба­е­ва — выгля­дят несколь­ко скром­нее. Одна­ко, как уве­ря­ют экс­пер­ты «Фер­га­ны», они ока­зы­ва­ют не мень­шее вли­я­ние как на фор­ми­ро­ва­ние обще­ствен­но­го мне­ния, так и на при­ни­ма­е­мые руко­вод­ством стра­ны поли­ти­че­ские и эко­но­ми­че­ские реше­ния. Кста­ти, обра­ща­ет на себя вни­ма­ние, что, как и Дари­га Назар­ба­е­ва, Тимур Кули­ба­ев пуб­лич­но не пока­зы­ва­ет свою при­част­ность к пол­но­му кон­тро­лю над сле­ду­ю­щи­ми казах­стан­ски­ми медиа-ресур­са­ми:• Теле­ка­нал Atameken Business Chanel;

• Газе­та Central Asia Monitor;

• Газе­та «Капи­тал»;

• Газе­та «Кур­сивЪ»;

• Газе­та «Жас Алаш»;

• Газе­та «Ком­со­моль­ская прав­да Казахстан»;

• Интер­нет-изда­ние dialog.kz;

• Интер­нет-изда­ние sports.kz;

• Интер­нет-изда­ние contur.kz;

• Интер­нет-пор­тал abai.kz;

• Интер­нет-изда­ние better.kz;

• Интер­нет-изда­ние spik.kz;

• Инфор­ма­ци­он­но-ана­ли­ти­че­ский пор­тал bnews.kz;

• Инфор­ма­гент­ство today.kz;

• Инфор­ма­гент­ство kaztag.kz.

Изда­ния быв­ше­го премьера

Карим Маси­мов

«Серьёз­ным игро­ком» на инфор­ма­ци­он­ном про­стран­стве Казах­ста­на назы­ва­ют экс­пер­ты «Фер­га­ны» и быв­ше­го пре­мьер-мини­стра, а ныне пред­се­да­те­ля самой могу­ще­ствен­ной сило­вой струк­ту­ры в Казах­стане — Коми­те­та наци­о­наль­ной без­опас­но­сти — Кари­ма Маси­мо­ва. Если верить сло­вам наших собе­сед­ни­ков, Маси­мов, в отли­чие от сво­их кон­ку­рен­тов, занял­ся созда­ни­ем соб­ствен­ных медиа-струк­тур отно­си­тель­но недав­но — все­го семь лет назад. При этом он не стал поль­зо­вать­ся услу­га­ми рос­си­ян или укра­ин­цев в орга­ни­за­ции дея­тель­но­сти сво­их СМИ, что тра­ди­ци­он­но для Казах­ста­на, а при­гла­сил для этих целей спе­ци­а­ли­стов из Запад­ной Евро­пы, в част­но­сти — из Гер­ма­нии. Этот необыч­ный для Казах­ста­на шаг очень ско­ро при­нёс свои пло­ды. Бук­валь­но через год кон­тро­ли­ру­е­мые Кари­мом Маси­мо­вым медиа-ресур­сы, кста­ти, не без помо­щи одно­го из самых бога­тых людей Казах­ста­на мил­ли­о­не­ра Алек­сандра Кле­ба­но­ва, вошли в чис­ло самых попу­ляр­ных в стране СМИ. В насто­я­щий момент, счи­та­ют экс­пер­ты «Фер­га­ны», в стре­ми­тель­но раз­ви­ва­ю­ще­е­ся «медий­ное коро­лев­ство» руко­во­ди­те­ля самой могу­ще­ствен­ной спец­служ­бы Рес­пуб­ли­ки Казах­стан вхо­дят сле­ду­ю­щие сред­ства мас­со­вой инфор­ма­ции:• Теле­ка­нал СТВ;

• Теле­ви­зи­он­ный «7 канал» (сов­мест­но с Кене­сом Раки­ше­вым — зятем посла Казах­ста­на в Рос­сии Иман­га­ли Тасмагамбетова);

• Радио­стан­ция «Tengri-FM»;

• Радио­стан­ция «Жул­дыз-FM»;

• Интер­нет-теле­ка­нал «Tengri-TV»;

• Газе­та «Алаш Айнасы»;

• Спор­тив­ное интер­нет-изда­ние vesti.kz;

• Инфор­ма­ци­он­но-ана­ли­ти­че­ский пор­тал tengrinews.kz.

Прес­са дол­ла­ро­во­го миллиардера

Булат Уте­му­ра­тов

Меж­ду тем, в Казах­стане есть офи­ци­аль­ный дол­ла­ро­вый мил­ли­ар­дер, кото­рый нико­гда не скры­вал нали­чия сво­их соб­ствен­ных СМИ. Речь идёт о быв­шем управ­ля­ю­щем дела­ми пре­зи­ден­та Рес­пуб­ли­ки Казах­стан Була­те Уте­му­ра­то­ве, счи­та­ю­щим­ся наи­бо­лее либе­раль­ным из людей, уже мно­го лет вхо­дя­щих в бли­жай­шее окру­же­ние Нур­сул­та­на Назар­ба­е­ва. Эта самая либе­раль­ность (насколь­ко она воз­мож­на в Казах­стане) ска­зы­ва­ет­ся и на дея­тель­но­сти средств мас­со­вой инфор­ма­ции Уте­му­ра­то­ва. По наблю­де­ни­ям экс­пер­тов «Фер­га­ны», он прак­ти­че­ски не вме­ши­ва­ет­ся в рабо­ту при­над­ле­жа­щих ему редак­ций, кото­рые, имея срав­ни­тель­но неболь­шой спи­сок запре­щён­ных к упо­ми­на­нию имён, пуб­ли­ку­ют на стра­ни­цах сво­их изда­ний доста­точ­но ост­рые для Казах­ста­на мате­ри­а­лы. Более того, отме­ти­ли наши собе­сед­ни­ки, офи­ци­аль­но один из самых бога­тых людей Рес­пуб­ли­ки Казах­стан вла­де­ет, по непод­твер­ждён­ным дан­ным, доля­ми ряда оппо­зи­ци­он­ных изда­ний, тем самым поз­во­ляя им дер­жать­ся на пла­ву – при усло­вии, что эти СМИ не будут кри­ти­ко­вать как его само­го, так и пре­зи­ден­та Назар­ба­е­ва. К сред­ствам мас­со­вой инфор­ма­ции из пула Була­та Уте­му­ра­то­ва отно­сят­ся:• Теле­ком­па­ния «31 канал» (частич­ный кон­троль сов­мест­но с рос­сий­ски­ми медиа-хол­дин­га­ми «СТС-Медиа» и «ЮТВ Холдинг»);

• Радио­стан­ция «Love radio — Казахстан»;

• Газе­та «Информ­бю­ро — Мегаполис»;

• Газе­та «Обще­ствен­ная пози­ция — DAT» (кос­вен­ный кон­троль через нали­чие доли);

• Инфор­ма­ци­он­но-ана­ли­ти­че­ский пор­тал informburo.kz;

• Интер­нет-изда­ние voxpopuli.kz.

Пря­мо и косвенно

Впро­чем, отме­ти­ли экс­пер­ты «Фер­га­ны», в Казах­стане есть ещё несколь­ко финан­со­во-про­мыш­лен­ных групп, кото­рые пря­мо или кос­вен­но вла­де­ют раз­лич­ны­ми изда­ни­я­ми. Сре­ди них они назвали:

• Кор­по­ра­цию Eurasian Resources Group (ERG) мил­ли­ар­де­ров Алек­сандра Маш­ке­ви­ча, Пато­ха Шоди­е­ва и Али­джа­на Ибра­ги­мо­ва, откры­то кон­тро­ли­ру­ю­щую изда­ние попу­ляр­ной газе­ты «Экс­пресс-К»;

• Груп­пу вли­я­ния экс-руко­во­ди­те­ля адми­ни­стра­ции пре­зи­ден­та стра­ны, ныне пред­се­да­те­ля мажи­ли­са (ниж­ней пала­ты) казах­стан­ско­го пар­ла­мен­та Нур­ла­на Ниг­ма­ту­ли­на, кото­рая, как пред­по­ла­га­ют экс­пер­ты «Фер­га­ны», име­ет отно­ше­ние к полу­чив­ше­му рес­пуб­ли­кан­ский эфир кара­ган­дин­ско­му теле­ка­на­лу «Новое теле­ви­де­ние» и попу­ляр­ным в стране ана­ли­ти­че­ским интер­нет-изда­ни­ям ratel.kz и vlast.kz, а так­же газе­те «Жас Алаш».

• Груп­пу вли­я­ния нынеш­не­го руко­во­ди­те­ля адми­ни­стра­ции пре­зи­ден­та Адиль­бе­ка Джак­сы­бе­ко­ва, кото­рая, пола­га­ют экс­пер­ты, вряд ли поте­ря­ла кон­троль над теле­ка­на­лом «Аста­на», радио­стан­ци­я­ми «Аста­на FM» и «Орда FM», вошед­ши­ми в состав как медиа-хол­дин­га пре­зи­дент­ской пар­тии «Нур Отан», так и дру­гих госу­дар­ствен­ных структур.

Под фла­гом государства

В завер­ше­ние экс­пер­ты «Фер­га­ны» обра­ти­ли вни­ма­ние на суще­ство­ва­ние в стране как пол­но­стью, так и в зна­чи­тель­ной мере кон­тро­ли­ру­е­мые адми­ни­стра­ци­ей пре­зи­ден­та Казах­ста­на госу­дар­ствен­ные и полу­го­су­дар­ствен­ные СМИ, кото­рые полу­ча­ют прак­ти­че­ски неогра­ни­чен­ное финан­си­ро­ва­ние, в том чис­ле и из госу­дар­ствен­но­го бюд­же­та. К их чис­лу они отнесли:

• Теле­ком­па­нию «Казах­стан» со все­ми её фили­а­ла­ми в област­ных цен­трах страны;

• Спут­ни­ко­вое теле­ви­де­ние «Отау-ТВ»;

• Радио­стан­цию «Шал­кар»;

• Радио­стан­цию «Казах­ское радио»;

• Радио­стан­цию «NS» (вхо­дит в состав хол­дин­га «Нур-медиа» пре­зи­дент­ской пар­тии «Нур Отан»);

• Газе­ту «Вре­мя» (сов­мест­но с меде­до­бы­ва­ю­щей кор­по­ра­ци­ей KAZ Minerals);

• Газе­ту «Айкын» (вхо­дит в состав хол­дин­га «Нур-медиа» пре­зи­дент­ской пар­тии «Нур Отан»);

• Газе­ту «Литер» (вхо­дит в состав хол­дин­га «Нур-медиа» пре­зи­дент­ской пар­тии «Нур Отан»);

• Газе­ту «Тур­ке­стан» (вхо­дит в состав хол­дин­га «Нур-медиа» пре­зи­дент­ской пар­тии «Нур Отан»);

• Жур­нал «Бай­те­рек»;

• Инфор­ма­гент­ство «Каз­ин­форм».

Что каса­ет­ся немно­гих неза­ви­си­мых изда­ний, создан­ных и суще­ству­ю­щих бла­го­да­ря уси­ли­ям их редак­ций, то, по мне­нию собе­сед­ни­ков «Фер­га­ны», они не ока­зы­ва­ют сколь-либо серьёз­но­го вли­я­ния на фор­ми­ро­ва­ние обще­ствен­но­го мне­ния. Это свя­за­но, во-пер­вых, с жёст­ки­ми зако­но­да­тель­ны­ми огра­ни­че­ни­я­ми в сфе­ре СМИ, а во-вто­рых — с ост­рым дефи­ци­том средств для того, что­бы охва­тить насе­ле­ние огром­но­го по тер­ри­то­рии Казахстана.

Соб. инф.

Меж­ду­на­род­ное инфор­ма­ци­он­ное агент­ство «Фер­га­на»

You must be logged in to post a comment Login

Widgetized Section

Go to Admin » appearance » Widgets » and move a widget into Advertise Widget Zone