fbpx

Казахи и российские земли

На про­шлой неде­ле рос­сий­ские наци­о­на­ли­сты вновь заяви­ли о сво­их тер­ри­то­ри­аль­но-импер­ских амби­ци­ях. Если рань­ше о при­со­еди­не­нии к РФ север­ных обла­стей нашей рес­пуб­ли­ки заяви­ли пред­ста­ви­те­ли импер­ско­го наци­о­на­лиз­ма, на этот раз авто­ром заяв­ле­ния стал некий Про­сви­рин. В свя­зи с этим мы (про­ект ДАТ) обра­ти­лись к наше­му авто­ру и «послед­не­му каза­ху» Героль­ду Бель­ге­ру, уро­жен­цу Севе­ро-Казах­стан­ской обла­сти.

Герольд Бельгер

- Чест­но гово­ря, я не боль­шой охот­ник давать интер­вью, с одной сто­ро­ны. С дру­гой, мы с вами дав­ным-дав­но зна­ко­мы, все­гда обща­ем­ся по-казах­ски. А теперь, гля­дя на вас, я дол­жен гово­рить по-рус­ски. У меня несколь­ко дис­ком­форт­ное состо­я­ние.

Ну, что ж. То, что было опуб­ли­ко­ва­но на интер­нет-сай­тах, для меня дав­но зна­ко­мый ала­у­ляй! Об этом гово­ри­ли в те вре­ме­на, когда я учил­ся в ауль­ной шко­ле в Север­ном Казах­стане. И тогда уже были раз­го­во­ры, что эта казах­ская тер­ри­то­рия — искон­но рус­ская зем­ля. И тогда воз­ни­ка­ли вопро­сы: с какой ста­ти, когда кру­гом аулы с казах­ским назва­ни­ем — «Көк­тө­бе», «Ақсай», «Өрнек», «Мек­теп», «Қара­тал», «Жарқай­ың» и т.д., насе­ле­ние — чисто казах­ское, в неко­то­рых аулах было по одно­му рус­ско­му или вооб­ще их не было. Тогда у меня, у школь­ни­ка, воз­ни­кал вопрос: с какой ста­ти это долж­на быть рос­сий­ская зем­ля? Конеч­но, в силу сво­е­го воз­рас­та я глу­бо­ко не смог вник­нуть в суть вопро­са, но в даль­ней­шем все ста­но­ви­лось яснее и яснее.

Нач­ну с того, что раз­го­вор о том, что поде­ли­ли Казах­стан за счет рус­ских земель, идет издав­на. Неко­то­рые руга­ют Лени­на, дескать, он вино­ват. Я ува­жаю писа­те­ля Сол­же­ни­цы­на, но, с дру­гой сто­ро­ны, его каза­хи откро­вен­но недо­люб­ли­ва­ют. Пото­му что он тоже при­дер­жи­вал­ся такой рос­сий­ской шови­ни­сти­че­ской пози­ции. В сво­ей скан­даль­ной ста­тье «Как нам обу­стро­ить Рос­сию?» он пря­мо гово­рил о том, что там, где казах про­го­нял ста­ду овец, это казах­ская зем­ля. Тут содер­жит­ся изде­ва­тель­ская насмеш­ка. Пом­ню, мой друг Аскар Сулей­ме­нов, про­чи­тав эту ста­тью (он тоже был сто­рон­ни­ком Сол­же­ни­цы­на как бор­ца с Совет­ской вла­стью, про­тив всех усто­яв­ших­ся зако­нов), воз­му­тил­ся: «Ай под­лец, как он до это­го доду­мал­ся?».

Мы жили в казах­ском ауле на бере­гу Есіл, к нам при­ез­жа­ли каза­хи из Тюме­ни, Орен­бур­га, они назы­ва­ли себя «іш жақ», то есть это были те каза­хи, кото­рые были голод­ные, в тяже­лые годы они были вынуж­де­ны уехать или же еще до это­го жили в тех кра­ях. Потом я узнал, что в Омске, Орен­бур­ге, Аст­ра­ха­ни живут каза­хи. Я из Сара­то­ва, рядом с нами, в Ураль­ске, в немец­ких селах тоже жили каза­хи. Они гово­ри­ли по-немец­ки, по-гес­сен­ски. Так что эти свя­зи были все­гда. Каза­хи, насколь­ко я знаю, жили вез­де и всю­ду.

Но раз­го­во­ры о тер­ри­то­ри­аль­ной при­над­леж­но­сти зем­ли вре­мя от вре­ме­ни все­гда вбу­до­ра­жи­ва­лись. Буд­то какая-то тем­ная сила дер­га­ет неко­то­рых людей и натрав­ли­ва­ет идею пере­де­ла. Я, конеч­но, ника­кой не сто­рон­ник это­го. Я вырос на казах­ской зем­ле, в казах­ском ауле. Имею пред­став­ле­ние об исто­рии каза­хов и счи­таю подоб­ные раз­го­во­ры некор­рект­ны­ми. Так мож­но очень дале­ко зай­ти.

Рас­ска­жу один анек­дот. Это было еще при Куна­е­ве. Некий уйгур, если не оши­ба­юсь, по фами­лии Киби­ров, опуб­ли­ко­вал в «Казах­стан­ской прав­де» ста­тью, кото­рая назы­ва­лась «Уйгу­ры автох­то­ны Семи­ре­чья». В ней он дока­зы­вал, что семи­ре­чен­ская зем­ля при­над­ле­жит уйгу­рам.

Тогда в ЦК рабо­та­ли Камал Сма­и­лов, Усти­нов, мно­гие дру­гие мои зна­ко­мые. Нас, писа­те­лей и лите­ра­то­ров, в том чис­ле уйгур­ской наци­о­наль­но­сти, при­гла­си­ли на сове­ща­ние. Раз­го­вор пошел о том, что как же так слу­чи­лось, что даже Алма-Ата, ока­зы­ва­ет­ся, сто­ли­ца уйгу­ров?

Осо­бен­но кипя­тил­ся Сакен Жуну­сов. Он вооб­ще был чело­век рез­кий и эмо­ци­о­наль­ный. «Сон­да біз қай­да қал­дық?» — воз­му­тил­ся он. И нача­лось… Тогда я попро­сил сло­во и ска­зал: «Брось­те вы это! Это не казах­ская и не уйгур­ская зем­ля, это — немец­кая!». Все рази­ну­ли рты. Сакен Жуну­сов чуть не набро­сил­ся на меня. «Алма­ты — немістің аста­на­сы ма?». «Ие, немістің аста­на­сы», — отве­тил я. Начи­ная с ХІІ века немец­кие путе­ше­ствен­ни­ки объ­ез­ди­ли этот край, изу­чи­ли и опи­са­ли его. «Әрі — бері­ден соң, это зем­ля при­над­ле­жит нем­цам», — ска­зал я.

Сакен Жуну­сов вски­нул­ся: «Сон­да қаза­қтың аста­на­сы қай жер­де?». Я отве­чаю: «Қаза­қтың аста­на­сы — Талғар бола­ды». Доля секун­ды зве­ня­щей тиши­ны — и гоме­ри­че­ский смех. Таким обра­зом кон­фликт был исчер­пан. На про­ща­ние Камал Сма­и­лов, пожав мне руки, не удер­жал­ся: «Ай моло­дец, тауып кет­тің!».

Я это к тому, что нель­зя поз­во­лять гово­рить вся­кую чушь и глу­пость. Надо дока­зы­вать исто­ри­че­ски­ми фак­та­ми и раз и навсе­гда поло­жить конец этим раз­го­во­рам. Гра­ни­цы опре­де­ле­ны, а если поста­вить вопрос: «Чья это зем­ля?», то каза­хи тоже могут пре­тен­до­вать на очень мно­го рос­сий­ских горо­дов и дере­вень.

- Да, имен­но, отку­да же тогда появи­лись такие назва­ния мест­но­стей на тер­ри­то­рии Рос­сии, как Қорған (Кур­ган), Орын­бор (Орен­бург), Түмен (Тюмень), Сары­тау (Сара­тов) и тому подоб­ные? Мы наме­рен­но не назы­ва­ем Орду (Ордын­ку) в Москве…

- Эти назва­ния всем извест­ны. Есть еще в Москве Арбат. На казах­ском язы­ке «Арбат», 520-летие кото­ро­го отме­ти­ли на днях, озна­ча­ет — «арба мен ат», то есть теле­га с лоша­дью.

Я повто­ряю, в спо­рах о тер­ри­то­ри­аль­ных пре­тен­зи­ях мож­но дале­ко зай­ти. Есть тем­ная сила, кото­рая дер­га­ет наших рус­ских каза­ков и раз­ных сла­вян, настра­и­вая их на вол­ну отде­ле­ния, очень мно­гим ней­мет­ся. Хотят раз­де­лить боль­шой казах­стан­ский пирог.

Я хоро­шо знаю, с каким вожде­ле­ни­ем Рос­сия смот­рит на Казах­стан. Рос­сий­ский мед­ведь рычит, а там и китай­ский дра­кон зубы ска­лит, тоже хочет отхва­тить кусок. А за оке­а­ном дядюш­ка Сэм тоже стро­ить свои коз­ни-пла­ны…

- Вам не кажет­ся, что подоб­ные вопли раз­да­ют­ся с пода­чи рос­сий­ских спец­служб? Напри­мер, что­бы при­стру­нить казах­стан­скую власть в одном вопро­се (Тамо­жен­ный союз, Евразий­ский союз), пока­зать зуб — в дру­гом. И тем самым сде­лать нашу власть покор­ной…

- Я это очень охот­но допус­каю, но откро­вен­но не гово­рю, пото­му что поли­ти­кой не зани­ма­юсь. Я — писа­тель-лите­ра­тор, лежу на диване и стро­чу, я — Аль Дива­ни, вме­ши­вать­ся в поли­ти­ку не имею мораль­но­го пра­ва. Но что ветер отту­да дует, что соба­ка там зары­та — верю. Это очень удоб­ный под­ход к наше­му руко­вод­ству, давить на пси­хи­ку сво­бод­но мыс­ля­щих людей, дер­жать их в узде, вре­мя от вре­ме­ни гро­зить паль­чи­ком и гово­рить «Ц-с-с». Я думаю, наши каза­хи тоже долж­ны пока­зы­вать свой палец и гово­рить: «Ц-с-с, тәйт!».

- Черт с ним, с этим Про­сви­ри­ным! А вооб­ще кто сто­ит за эти­ми воп­ля­ми, одни ли про­сви­ри­ны так истош­но вопят?

- На такие вещи, на таких людей, кото­рые с низ­кой коч­ки что-то гово­рят, луч­ше вооб­ще не обра­щать вни­ма­ния. Когда Сол­же­ни­цын это гово­рит — тогда надо давать отпор! Это каза­хи дела­ли, тот же Нур­пе­и­сов и дру­гие писа­ли на эту тему доволь­но откро­вен­но, дока­зы­вая исто­ри­че­скую, гео­гра­фи­че­скую несо­сто­я­тель­ность его заяв­ле­ний. Но было и чисто «казахбай­ские» отно­ше­ния, дескать, «голо­ву отру­бим» и тому подоб­ное. Это­го нель­зя делать, надо про­сто мето­ди­че­ски посто­ян­но дока­зы­вать несо­сто­я­тель­ность это­го мне­ния. Спо­рить надо с боль­ши­ми людь­ми, с теми, кто это в созна­ние втрав­ли­ва­ет. А с таки­ми, как Про­сви­рин, не сто­ит. Я бы даже его фами­лию не стал назы­вать. Настоль­ко мел­кая сош­ка.

- Кста­ти, в этом плане хоро­шо выска­зал­ся наш поли­то­лог Расул Жума­лы, кото­рый ска­зал, что «казах­стан­ским вла­стям необ­хо­ди­мо крайне жест­ко реа­ги­ро­вать на подоб­ные выпа­ды рос­сий­ских поли­ти­ков любо­го тол­ка…». Как вы дума­е­те, сто­ит ли реа­ги­ро­вать ей на выпа­ды про­сви­ри­ных? Если мы в этот раз про­мол­чим, то зав­тра могут предъ­явить тер­ри­то­ри­аль­ные пре­тен­зии такие оди­оз­ные рос­сий­ские поли­ти­ки, как Жири­нов­ский, Раго­зин, Люби­мов и тому подоб­ные…

- Повто­рюсь, мол­чать, конеч­но, не надо, надо знать сво­е­го глав­но­го про­тив­ни­ка, с ним надо гово­рить на достой­ном язы­ке. Аргу­мен­та­ция долж­на быть на осно­ве исто­рии и гео­гра­фии, на осно­ве гео­по­ли­ти­ки. Если на каж­до­го Про­сви­ри­на обра­щать вни­ма­ние и спо­рить, это для них боль­шая честь. Их надо отме­тать и не заме­чать.

- А что наши акса­ка­лы от интел­ли­ген­ции? Поче­му бы им не подать голос, при­звать казах­стан­скую власть реа­ги­ро­вать на подоб­ные заяв­ле­ния?

- Пра­виль­но постав­лен­ный вопрос. Наши фило­со­фы вме­сто того, что­бы оправ­ды­вать нашу власть, наших вре­мен­щи­ков, луч­ше бы спо­ри­ли с оппо­нен­та­ми на кон­крет­ных фак­тах. Ска­жем, фило­со­фы А.Нысанбаев, Ж.Абдильдин. Наши лите­ра­то­ры вме­сте того, что­бы «гусей драз­нить», под­ни­ма­ли бы эти про­бле­мы — то честь им и хва­ла! Но на это они не спо­соб­ны, зата­и­лись по сво­им углам.

Един­ствен­ный пра­виль­ный под­ход, я счи­таю, это если в такие пери­о­ды казах­ская интел­ли­ген­ция, и вооб­ще казах­стан­ская — не толь­ко каза­хи и нем­цы, как Бель­гер, — а и рус­ские, корей­цы, уйгу­ры долж­ны под­нять свой голос за един­ство и неде­ли­мость наше­го госу­дар­ства, нашей стра­ны. Я выра­жаю свою граж­дан­скую пози­цию вот таким обра­зом.

АнекDАТ от Бель­ге­ра

Это было еще при Куна­е­ве. Некий уйгур, если не оши­ба­юсь, по фами­лии Киби­ров, опуб­ли­ко­вал в «Казах­стан­ской прав­де» ста­тью, кото­рая назы­ва­лась «Уйгу­ры автох­то­ны Семи­ре­чья». В ней он дока­зы­вал, что семи­ре­чен­ская зем­ля при­над­ле­жит уйгу­рам.

Тогда в ЦК рабо­та­ли Камал Сма­и­лов, Усти­нов, мно­гие дру­гие мои зна­ко­мые. Нас, писа­те­лей и лите­ра­то­ров, в том чис­ле уйгур­ской наци­о­наль­но­сти, при­гла­си­ли на сове­ща­ние. Раз­го­вор пошел о том, что как же так слу­чи­лось, что даже Алма-Ата, ока­зы­ва­ет­ся, сто­ли­ца уйгу­ров?

Осо­бен­но кипя­тил­ся Сакен Жуну­сов. Он вооб­ще был чело­век рез­кий и эмо­ци­о­наль­ный. «Сон­да біз қай­да қал­дық?» — воз­му­тил­ся он. И нача­лось…

Тогда я попро­сил сло­во и ска­зал: «Брось­те вы это! Это не казах­ская и не уйгур­ская зем­ля, это — немец­кая!»

Все рази­ну­ли рты. Сакен Жуну­сов чуть не набро­сил­ся на меня. «Алма­ты — немістің аста­на­сы ма?». «Ие, немістің аста­на­сы», — отве­тил я. Начи­ная с ХІІ века немец­кие путе­ше­ствен­ни­ки объ­ез­ди­ли этот край, изу­чи­ли и опи­са­ли его. «Әрі — бері­ден соң, это зем­ля при­над­ле­жит нем­цам», — ска­зал я.

Сакен Жуну­сов вски­нул­ся: «Сон­да қаза­қтың аста­на­сы қай жер­де?». Я отве­чаю: «Қаза­қтың аста­на­сы — Талғар бола­ды». Доля секун­ды зве­ня­щей тиши­ны — и гоме­ри­че­ский смех. Таким обра­зом кон­фликт был исчер­пан. На про­ща­ние Камал Сма­и­лов, пожав мне руки, не удер­жал­ся: «Ай моло­дец, тауып кет­тің!».

Запи­са­ла Ами­на БУРАБАЕВА

Источ­ник: Газе­та «Обще­ствен­ная пози­ция» (про­ект ДАТ) от 3 октяб­ря 2013 года

Читать ори­ги­нал ста­тьи:

Каза­хи и рос­сий­ские зем­ли