fbpx

В деле Нарымбаева и Мамбеталина фигурирует «аноним»

Граж­дан­ские акти­ви­сты Ермек Нарым­ба­ев и Сери­к­жан Мам­бе­та­лин задер­жа­ны за «рас­про­стра­не­ние све­де­ний, име­ю­щих при­зна­ки раз­жи­га­ния наци­о­наль­ной роз­ни». В орга­ни­за­ци­ях, кото­рые про­си­ли при­нять меры в отно­ше­нии них, гово­рят, что не хоте­ли спо­соб­ство­вать их аре­сту.

Полицейские проводят задержание гражданского активиста Ермека Нарымбаева. Алматы, 17 октября 2014 года.

Поли­цей­ские про­во­дят задер­жа­ние граж­дан­ско­го акти­ви­ста Ерме­ка Нарым­ба­е­ва. Алма­ты, 17 октяб­ря 2014 года.

Сего­дня пресс-служ­ба депар­та­мен­та внут­рен­них дел (ДВД) горо­да Алма­ты в свя­зи с задер­жа­ни­ем 12 октяб­ря граж­дан­ских акти­ви­стов Ерме­ка Нарым­ба­е­ва и Сери­к­жа­на Мам­бе­та­ли­на сооб­щи­ла: «Пово­дом к задер­жа­нию послу­жи­ла инфор­ма­ция о рас­про­стра­не­нии ими в соци­аль­ных сетях све­де­ний, име­ю­щих явные при­зна­ки раз­жи­га­ния наци­о­наль­ной роз­ни, оскорб­ле­ния наци­о­наль­ной чести и досто­ин­ства». Так­же, по утвер­жде­нию пресс-служ­бы ДВД, дан­ный факт заре­ги­стри­ро­ван по при­зна­кам пре­ступ­ле­ния, преду­смот­рен­но­го частью 1 ста­тьи 174 уго­лов­но­го кодек­са. По месту их про­жи­ва­ния про­из­ве­де­ны санк­ци­о­ни­ро­ван­ные про­ку­ро­ром обыс­ки, в резуль­та­те кото­рых изъ­яты, гово­рит­ся в офи­ци­аль­ном сооб­ще­нии, веще­ствен­ные дока­за­тель­ства. Досу­деб­ное рас­сле­до­ва­ние про­дол­жа­ет­ся.

Гражданский активист Серикжан Мамбеталин.

Граж­дан­ский акти­вист Сери­к­жан Мам­бе­та­лин.

Пра­во­за­щит­ник Бахыт­жан Торе­го­жи­на, пер­вая сооб­щив­шая в Facebook’e о задер­жа­нии акти­ви­стов, гово­рит, что вче­ра виде­ла поста­нов­ле­ние сле­до­ва­те­ля о задер­жа­нии Ерме­ка Нарым­ба­е­ва.

— После 12 ночи на теле­фон дове­рия депар­та­мен­та внут­рен­них дел посту­пил ано­ним­ный зво­нок. Чело­век без име­ни и фами­лии сооб­щил, что Ермек Нарым­ба­ев через соци­аль­ные сети рас­про­стра­ня­ет мате­ри­а­лы, раз­жи­га­ю­щие наци­о­наль­ную, рели­ги­оз­ную и соци­аль­ную рознь. После посту­пив­ше­го сооб­ще­ния тут же были про­ве­де­ны про­вер­ка и обыск, и Ермек Нарым­ба­ев в каче­стве подо­зре­ва­е­мо­го был аре­сто­ван, — гово­рит Бахыт­жан Торе­го­жи­на.

ДВА ЗАЯВЛЕНИЯ В ОДИН ДЕНЬ

Перед аре­стом Ерме­ка Нарым­ба­е­ва и Сери­к­жа­на Мам­бе­та­ли­на вче­ра в Интер­не­те были рас­про­стра­не­ны два похо­жих по содер­жа­нию сооб­ще­ния.

Пер­вое — пись­мо от име­ни орга­ни­за­ции «Жел­ток­сан кога­мы» на имя гене­раль­но­го про­ку­ро­ра Асха­та Даул­ба­е­ва и мини­стра внут­рен­них дел Кал­му­хан­бе­та Касы­мо­ва. В пись­ме за под­пи­сью шести чело­век (Б. Сайфолда/Кусбеков, Р. Козы­ба­ев, К. Бай­ба­ты­ров, Н. Куан­ба­ев, Ж. Тасте­ке­ев, Г. Жунис) гово­рит­ся, что Ермек Нарым­ба­ев и Сери­к­жан Мам­бе­та­лин рас­про­стра­ня­ют через соци­аль­ные сети «оскорб­ля­ю­щие казах­ский народ отрыв­ки из кни­ги руко­во­ди­те­ля Сою­за мусуль­ман Казах­ста­на Мура­та Тели­бе­ко­ва «Ветер с ули­цы». Авто­ры счи­та­ют, что Нарым­ба­ев и Мам­бе­та­лин таким обра­зом «позо­рят каза­хов перед дру­ги­ми наро­да­ми», и про­сят при­нять соот­вет­ству­ю­щие меры в рам­ках зако­на.

Вто­рое сооб­ще­ние было рас­про­стра­не­но от име­ни Казах­ско­го наци­о­наль­но­го сове­та, воз­глав­ля­е­мо­го поэтом Мух­та­ром Шаха­но­вым. В нем так­же упо­ми­на­ет­ся кни­га Мура­та Тели­бе­ко­ва «Ветер с ули­цы». Авто­ры, обра­ща­ясь в пра­во­охра­ни­тель­ные струк­ту­ры, про­си­ли при­влечь к ответ­ствен­но­сти напи­сав­ше­го «позор­ную кни­гу» Мура­та Тели­бе­ко­ва и таких, как Ермек Нарым­ба­ев, кото­рые «пят­на­ют честь и совесть наше­го наро­да», рас­про­стра­няя ее в соци­аль­ных сетях.

Репор­те­ру Азатты­ка не уда­лось полу­чить ком­мен­та­рии всех чле­нов орга­ни­за­ции «Жел­ток­сан кога­мы», чьи име­на сто­ят под вче­раш­ним пись­мом. Одна­ко один из них, Нур­лы­бек Куан­ба­ев, удив­лен тем, что его имя и фами­лия ука­за­ны сре­ди под­пи­сан­тов.

Поэт Мухтар Шаханов.

Поэт Мух­тар Шаха­нов.

— Гуль­бахрам Жунис вче­ра вече­ром при­гла­си­ла меня на пресс-кон­фе­рен­цию. Высту­пил Бей­сен­бек Кус­бе­ков и ска­зал несколь­ко слов о Нарым­ба­е­ве и Мам­бе­та­лине. Прес­са под­хва­ти­ла это. Я не под­пи­сы­вал ника­ко­го пись­ма в орга­ны. Пото­му что не в кур­се того, чем зани­ма­ют­ся Мам­бе­та­лин и Нарым­ба­ев. Поэто­му счи­таю, что неко­то­рые чле­ны орга­ни­за­ции спро­во­ци­ро­ва­ли меня, — гово­рит Нур­лы­бек Куан­ба­ев.

Одна­ко дру­гой акти­вист «Жел­ток­сан кога­мы», Бей­сен­бек Кус­бе­ков, (Сай­фол­да) гово­рит, что во вре­мя пресс-кон­фе­рен­ции чле­ны орга­ни­за­ции были озна­ком­ле­ны с пись­мом в адрес гене­раль­но­го про­ку­ро­ра и мини­стра внут­рен­них дел.

— Гово­ря о «при­ня­тии соот­вет­ству­ю­щих мер в рам­ках зако­на», мы име­ли в виду не Ерме­ка Нарым­ба­е­ва и Сери­к­жа­на Мам­бе­та­ли­на, а Мура­та Тели­бе­ко­ва, — гово­рит Бей­сен­бек Кус­бе­ков.

Кино­ре­жис­сер Еркин Раки­шев, член орга­ни­за­ции «Казах­ский наци­о­наль­ный совет», под­твер­жда­ет, что рас­про­стра­нен­ное вче­ра заяв­ле­ние было под­го­тов­ле­но им, раз­ре­ше­ние на это он яко­бы полу­чил от Мух­та­ра Шаха­но­ва по теле­фо­ну.

— На оче­ред­ном засе­да­нии Казах­ско­го наци­о­наль­но­го сове­та гово­ри­ли о кни­ге Мура­та Тели­бе­ко­ва и под­верг­ли кри­ти­ке тех, кто рас­про­стра­нял отрыв­ки из нее. Мух­тар Шаха­нов пору­чил мне под­го­то­вить про­ект заяв­ле­ния о кни­ге Мура­та Тели­бе­ко­ва. Одна­ко заяв­ле­ние Шаха­нов не читал, поду­мал, что это мое лич­ное мне­ние, — гово­рит Еркин Раки­шев.

Пред­се­да­тель орга­ни­за­ции «Казах­ский наци­о­наль­ный совет» Мух­тар Шаха­нов ска­зал: «Не думал об аре­сте акти­ви­стов, и здесь про­изо­шла какая-то ошиб­ка».

В обе­их орга­ни­за­ци­ях — «Жел­ток­сан кога­мы» и Казах­ский наци­о­наль­ный совет — гово­рят, что не коор­ди­ни­ро­ва­ли свои дей­ствия друг с дру­гом.

МУРАТ ТЕЛИБЕКОВ: «Я НЕ ПУБЛИКОВАЛ ЭТУ КНИГУ»

Руко­во­ди­тель Сою­за мусуль­ман Казах­ста­на Мурат Тели­бе­ков, автор нашу­мев­шей кни­ги «Ветер с ули­цы», гово­рит, что она не содер­жит сло­ва, оскорб­ля­ю­щие казах­ский народ.

— Я не пуб­ли­ко­вал эту кни­гу в Интер­не­те. Это нуж­но у Ерме­ка Нарым­ба­е­ва и Сери­к­жа­на Мам­бе­та­ли­на спро­сить, где они ее нашли. Жаль, что, несмот­ря на это, их аре­сто­ва­ли. Нель­зя запре­щать сво­бо­ду сло­ва, мыс­ли, — гово­рит Мурат Тели­бе­ков.

Председатель Союза мусульман Казахстана Мурат Телибеков.

Пред­се­да­тель Сою­за мусуль­ман Казах­ста­на Мурат Тели­бе­ков.

Пра­во­за­щит­ник Бахыт­жан Торе­го­жи­на под­твер­жда­ет, что эта кни­га нигде не пуб­ли­ко­ва­лась. По ее сло­вам, акти­ви­сты виде­ли в Интер­не­те раз­лич­ные вер­сии под автор­ством Мура­та Тели­бе­ко­ва.

— Опи­рать­ся на кни­гу Мура­та Тели­бе­ко­ва — это лишь повод. На самом деле вла­сти хотят обуз­дать сво­бо­до­мыс­лие Ерме­ка Нарым­ба­е­ва и Сери­к­жа­на Мам­бе­та­ли­на в соци­аль­ных сетях. Пото­му что оба акти­ви­ста под­вер­га­ют кри­ти­ке поли­ти­ку вла­стей, — гово­рит Бахыт­жан Торе­го­жи­на.

Пра­во­за­щит­ник опа­са­ет­ся, что обви­не­ние в «раз­жи­га­нии наци­о­наль­ной роз­ни, оскорб­ле­нии наци­о­наль­ной чести и досто­ин­ства», преду­смот­рен­ное частью 1 ста­тьи 174 уго­лов­но­го кодек­са, впо­след­ствии может стать тяже­лым поли­ти­че­ским обви­не­ни­ем.

Граж­дан­ский акти­вист Ермек Нарым­ба­ев несколь­ко раз при­вле­кал­ся к ответ­ствен­но­сти за кри­ти­ку вла­стей. После его при­зы­ва «Назар­ба­ев, кет!» на собра­нии демо­кра­ти­че­ских сил в Алма­ты в 2010 году он был поса­жен в тюрь­му на четы­ре года.

Сери­к­жан Мам­бе­та­лин, после того как воз­глав­ля­е­мая им пар­тия «Руха­ни­ят» была отстра­не­на от уча­стия в пар­ла­мент­ских выбо­рах 15 янва­ря 2011 года и он был осво­бож­ден от долж­но­сти пред­се­да­те­ля пар­тии, стал часто высту­пать с кри­ти­кой вла­стей в соци­аль­ных сетях.

Соглас­но части 1 ста­тьи 174 уго­лов­но­го кодек­са, за воз­буж­де­ние соци­аль­ной, наци­о­наль­ной, родо­вой, расо­вой, сослов­ной или рели­ги­оз­ной роз­ни преду­смот­ре­но нака­за­ние в виде огра­ни­че­ния сво­бо­ды на срок от двух до семи лет либо лише­ния сво­бо­ды на тот же срок.


Асылхан МАМАШУЛЫ

kaganat.bakir+gmail.com

Асыл­хан Мама­шу­лы явля­ет­ся репор­тё­ром Азатты­ка в Алма­тин­ском бюро, пишет, в основ­ном, на поли­ти­че­ские темы. Родил­ся в апре­ле 1973 года. В 1994 году окон­чил Кызы­лор­дин­ский педа­го­ги­че­ский инсти­тут име­ни Кор­кы­та-ата. В 1997–2000 годах учил­ся в аспи­ран­ту­ре Казах­ско­го наци­о­наль­но­го уни­вер­си­те­та име­ни Аль-Фара­би.

Рабо­тал в изда­тель­стве «Казах­ская энцик­ло­пе­дия», в газе­те «Ана тілі» и в цен­тре ABDI-Press. С 2011 года рабо­та­ет в Азатты­ке.